|
Работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума |
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает: диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности; психолого-педагогическую помощь ребенку. Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы. |
|
Контингент школы следующий: Всего в школе обучается 768 детей. Дети-инвалиды – 6 человек, из них: инвалиды с нарушением зрения – 2 инвалиды с заболеванием сердца - 2 инвалид с диагнозом ДЦП - 1 инвалид VIII вида -1 В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. В школе смонтированы широкие входные двери в кабинетах, отремонтированы санитарно-гигиенические помещения. Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус. Он достаточно пологий (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса - не менее 90 см. Необходимый атрибут пандуса - ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых превышает длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери открываются в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу оборудован звонком для предупреждения охраны. Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу покрашены в контрастные цвета. Лестницы оборудованы перилами. Внутреннее пространство школы Коридоры оснащены поручнями. Ширина дверных проемов не менее 80 85 см, чтобы человек на инвалидной коляске через нее мог пройти. Для детей-инвалидов с нарушением зрения названия классных кабинетов написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Школьная раздевалка Детям-инвалидам выделена зона в стороне от проходов и оборудована поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Школьная столовая В столовой предусмотрена непроходная зона для учащихся-инвалидов. Столы находятся в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. Школьный туалет В школьных туалетах предусмотрена одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине составляет не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы прочно закреплены. Одна раковина в туалете расположена на высоте 80 см от пола. Классные кабинеты В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м. Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты предусмотрено дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не менее 90 см. Такая же ширина у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Детям-инвалидам с нарушением слуха ученические места оборудованы электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Территория школы Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней сглажены. В рамках реализации программы «Доступная среда» значительно пополнилась материально-техническая база образовательной организации. Был получен программный комплекс для детей с ОПА (ДЦП) в составе: специализированный программно-технический комплекс для детей с ограниченными возможностями здоровья; слуховой тренажер «Соло»; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой; видео увеличитель; детский стол для творчества; стул детский 2шт; планшетный ПК + система электронных учебников; информационный терминал напольный; система интерактивного пола. Было оборудовано помещение для занятий коррекционной гимнастикой. Комплекс оборудования включает в себя: валик массажно-корригирующий 1шт; мяч массажный 5шт; балансировочная дорожка 1шт; мяч для массажа кисти 1шт; насос для мячей 1шт; мяч гимнастический 2шт; модульный набор для реабилитации 2шт; сухой бассейн 1шт; шарики для сухого бассейна 1500шт; Дорожка-шагайка 1шт; Обруч детский 4шт; обруч юношеский 4шт; коврик массажный от плоскостопия 3шт; мяч волейбольный 1шт; мяч футбольный 1 шт; мяч для дыхания 2шт; набор для подвижных игр в контейнере 1 шт; гимнастическая палка 6шт; подушки-трапеции 3 шт; мешочек для равновесия 7 шт; мат напольный 6 шт; мат «Радуга» 1 шт; балансировочная дорожка 1 шт; набивные мячи 2 шт; балансировочная дорожка-трансформер 1шт; детская дорожка со следочками 1 шт. На первом этаже школы оборудована сенсорная комната. Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, выпускников, детей с ОВЗ. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей-инвалидов. Педагогами разработаны методические материалы (поурочные разработки, технологические карты, конспекты занятий). В качестве научно-методического обеспечения используются специализированные периодические издания: «Школьный вестник», «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития», а также методические пособия. Преподавательский состав школы в количестве 30 человек прошли обучение в рамках дистанционных модульных курсов по теме «Инклюзивное образование всероссийского проекта «Школа цифрового века», а также 3 педагога окончили курсы повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москва «Московский городской педагогический университет» по дополнительной программе для специалистов сопровождения «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях». В школе работают учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медсестра. Программно-методическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется посредством разработки 3 программ: программы коррекционной работы (является частью основной образовательной программы), адаптированной основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы. Программа коррекционной работы направлена на выявление особых образовательных потребностей детей, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Адаптированная основная образовательная программа разработана для обучения детей с ОВЗ, с учетом которой создана адаптированная образовательная программа в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями детей- инвалидов и ограниченными особенностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение в школе осуществляется в виде: - работы ПМПк; - реализация адаптированной основной образовательной программы и адаптированной образовательной программы учителями, педагогом-психологом, логопедом. |
|
|