Работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума
 
.
 

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки  и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;

создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности;

психолого-педагогическую помощь ребенку.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы.

Контингент школы следующий:

Всего в школе обучается  768 детей.

Дети-инвалиды – 6 человек, из них:

инвалиды с нарушением зрения – 2

инвалиды с заболеванием сердца - 2

инвалид с диагнозом ДЦП - 1

инвалид  VIII вида -1

В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии.

В школе смонтированы широкие входные двери в кабинетах, отремонтированы санитарно-гигиенические помещения.

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен  пандус. Он  достаточно пологий (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса - не менее 90 см. Необходимый атрибут пандуса - ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых превышает  длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери открываются в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу  оборудован звонком для предупреждения охраны.

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу покрашены  в контрастные цвета. Лестницы оборудованы перилами.

Внутреннее пространство школы

Коридоры оснащены  поручнями. Ширина дверных проемов не менее 80 85 см, чтобы человек на инвалидной коляске через нее мог пройти.

Для детей-инвалидов с нарушением зрения  названия классных кабинетов написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов.

Школьная раздевалка

Детям-инвалидам выделена  зона в стороне от проходов и оборудована поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д.

Школьная столовая

В столовой предусмотрена непроходная зона для учащихся-инвалидов. Столы находятся в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой.

Школьный туалет

В школьных туалетах предусмотрена одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине составляет  не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы прочно закреплены. Одна раковина в туалете расположена  на высоте 80 см от пола.

Классные кабинеты

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты предусмотрено  дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не менее 90 см. Такая же ширина у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.

Детям-инвалидам с нарушением слуха ученические места оборудованы электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками.

Территория школы

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории предусмотрено  ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней сглажены.

В рамках реализации программы «Доступная среда» значительно пополнилась материально-техническая база образовательной организации. Был получен  программный комплекс для детей с  ОПА (ДЦП) в составе:

специализированный программно-технический комплекс для детей с ограниченными возможностями здоровья;

слуховой тренажер «Соло»;

клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой;

видео увеличитель;

детский стол для творчества;

стул детский 2шт;

планшетный ПК + система электронных учебников;

информационный терминал напольный;

система интерактивного пола.

Было оборудовано помещение для занятий коррекционной гимнастикой.

Комплекс оборудования включает в себя:

валик массажно-корригирующий  1шт;

мяч массажный  5шт;

балансировочная дорожка  1шт;

мяч для массажа кисти   1шт;

насос для мячей  1шт;

мяч гимнастический  2шт;

модульный набор для реабилитации  2шт;

сухой бассейн   1шт;

шарики для сухого бассейна   1500шт;

Дорожка-шагайка  1шт;

Обруч детский   4шт;

обруч юношеский  4шт;

коврик массажный от плоскостопия 3шт;

мяч волейбольный   1шт;

мяч футбольный      1 шт;

мяч для дыхания      2шт;

набор для подвижных игр в контейнере  1 шт;

гимнастическая палка  6шт;

подушки-трапеции    3 шт;

мешочек для равновесия  7 шт;

мат напольный   6 шт;

мат «Радуга»      1 шт;

балансировочная дорожка   1 шт;

набивные  мячи     2 шт;

балансировочная дорожка-трансформер    1шт;

детская дорожка со следочками    1 шт.

На первом этаже школы оборудована сенсорная комната. Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, выпускников, детей с ОВЗ. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей-инвалидов.

Педагогами разработаны методические материалы (поурочные разработки, технологические карты, конспекты занятий).

В качестве научно-методического обеспечения используются специализированные периодические издания: «Школьный вестник», «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития», а также  методические пособия.

 Преподавательский состав школы в количестве 30 человек  прошли обучение в рамках дистанционных модульных курсов по теме «Инклюзивное образование всероссийского проекта «Школа цифрового века», а также 3 педагога  окончили курсы  повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москва «Московский городской педагогический университет»  по дополнительной программе для специалистов сопровождения «Организация  инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях». В школе работают учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медсестра.

Программно-методическое сопровождение  детей с ОВЗ  осуществляется посредством разработки  3 программ: программы коррекционной работы (является частью основной образовательной программы), адаптированной основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы. Программа коррекционной работы направлена на выявление особых образовательных потребностей детей, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Адаптированная основная образовательная программа   разработана для обучения детей с ОВЗ, с учетом которой создана адаптированная образовательная программа в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями детей- инвалидов и ограниченными особенностями здоровья.

Психолого-педагогическое  сопровождение  в школе осуществляется в виде:

- работы ПМПк;

- реализация адаптированной основной образовательной программы и адаптированной образовательной программы учителями, педагогом-психологом, логопедом.