Круглый стол по теме:

«Единый минимум содержания основных общеобразовательных программ:

 законодательный аспект»

11 марта 2015 года Гайворонская Наталья Ивановна, директор МКОУ Бобровская СОШ №2 Бобровского муниципального района Воронежской области, член Воронежского отделения Всероссийского педагогического собрания, принимала участие в работе круглого стола по теме: «Единый минимум содержания основных общеобразовательных программ: законодательный аспект», который проходил в Государственной Думе Российской Федерации.

Открыла заседание Иванова Валентина Николаевна – Председатель ВПС, доверенное лицо Президента РФ В.В. Путина: «30 августа вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ, регламентирующий порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра. Единый минимум  содержания образовательных программ  обсуждался в регионах России, всего в тематической интернет - дискуссии приняли участие около 4 миллионов человек. Каждая образовательная организация  самостоятельно  принимает ту программу, на основе которой ведется обучение. И вот здесь возникает вопрос: как сохранить единое образовательное пространство при рекомендательном характере основных образовательных программ?» - подчеркнула председатель ООО ВПС. Этот вопрос действительно волнует все научно-педагогическое сообщество. В настоящее время разрабатываются примерные программы по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и отдельно по учебным предметам и дисциплинам. Однако в разработке возникают трудности в связи с тем, что на Федеральном уровне нет инструментов прямого регулирования отбора содержания для основных программ. В таких условиях велика вероятность потери единства образовательного пространства на территории России».

С приветственным словом выступил референт Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Андрей Гудков.

Мануйлова Ирина Викторовна – заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, сообщила: «Положение о едином минимуме есть, а механизмов для его реализации нет. Для большинства образовательных организаций в России эти примерные образовательные программы станут реальными рабочими программами. Единицы школ сегодня могут самостоятельно формировать образовательную программу», Ирина Викторовна подчеркнула важность работы над созданием единого минимума всех участников педагогического процесса. Это именно тот минимум знаний, который должен освоить ученик. Существует еще и верхняя планка: это то, чему может научиться ребенок. Вот между этими двумя границами и находится весь образовательный процесс. И в данном случае, правовое регулирование формирования содержания общего образования – это необходимое условие сохранения единого образовательного пространства в условиях введения новых образовательных стандартов».

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ  Благинин А.Г рассказал о той работе, которая ведется Министерством в области  формирования единого минимума образовательных программ. К апрелю 2015 года в реестре должна появиться примерная программа по начальному и основному общему образованию. К концу этого года должна появиться еще и примерная программа для старших классов, разработаны требования к результатам освоения образовательных программ и структуре ООП. Алексей  Благинин говорил о риске нарушения единства образовательного пространства на территории РФ, источником данного риска считается отсутствие определения (понимания) единого образовательного пространства, а также часто неуправляемый процесс определения основных характеристик образования в т.ч качества  и содержания образования в образовательной организации. 

Представители региональных отделений ВПС,  руководители и учителя школ рассмотрели вопросы обеспечения единого минимума содержания основных образовательных программ, объёма единого минимума содержания примерных основных образовательных программах, необходимости сохранения «Единого образовательного пространства России».

Участники «круглого стола» выразили озабоченность ситуацией в области правового регулирования формирования содержания общего образования. Каждый из присутствующих разделял мнение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию относительно рисков, обусловленных последними изменениями в системе правового регулирования общего образования в Российской Федерации, отметили, что система документов, обеспечивающих функционирование общего образования, в настоящее время претерпевает существенные изменения.  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу после принятия ФГОС, повлек определенные правовые коллизии и сопутствующие риски различного характера.

Шаталов Максим Анатольевич – декан факультета основного общего и среднего общего образования Ленинградского областного института развития образования акцентировал внимание на возникновение риска утраты механизмов, регулирующих основные характеристики образования, т.к. действующие в настоящее время ФГОС не определяют основные характеристики образования: объем, содержание и планируемые результаты.

Гайворонская Наталья Ивановна из города Боброва поддержала инициативу Министерства образования РФ в области разработки требований к результатам освоения образовательных программ по годам, т.к. это в первую очередь будет способствовать созданию единого образовательного пространства на территории РФ и, как только содержание образования будет разложено по предметам и годам, авторам учебников будет понятно, что требуют ФГОС.  Кроме того, переход из одной образовательной организации в другую будет безбарьерным.

Очень много было сказано об основной образовательной программе. Акцентировалось внимание на риске несогласованного понимания сущности примерной ООП, и, следовательно, неэффективном и нерациональном расходовании рабочего времени и средств на ее разработку.  Благинин А.Г. рассказал о том, что в настоящее время в реестр, держателем которого выступает Министерство Образования и науки РФ, включено уже 4 программы: дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.  В будущем этот реестр будет пополнен рабочими программами по предметам, программами социализации, программами коррекционной работы и другими.

В обсуждении проблем, возникающих в образовательных организациях в связи с установленным порядком разработки  примерных основных  образовательных программ и проведения их экспертизы, приняли участие депутат Государственной Думы Елена Юрьевна Ушакова, заместитель министра образования Московской области Светлана Михайловна Малыхина. Благинин А.Г. призвал всех представителей регионов создать на своих территориях учебно-методические объединения.   Практика подобной работы начата в Министерстве образования: разработано положение, регламент. Председателем УМО является Вербицкая Л.А. – академик Российской академии образования.

Валентина Николаевна Иванова поддержала инициативу Башкирии по составлению минимума содержания языкового образования в условиях национальной школы.

Работа круглого стола всеми участниками оценена очень высоко.  Во-первых, обсуждаемые вопросы очень актуальны. Во-вторых, замечательно, что были представители разных регионов, и они обозначили свое видение на решение данных проблем. В-третьих, каждый оценил, что инициатором такой встречи выступило ВПС, которое является ключевым экспертом, т.к. в нем представлены все участники образовательных отношений и потребители образовательных услуг.

                                              

                                                  Н.И.Гайворонская, директор Бобровской СОШ №2,

                                                      Картавцева О.А., председатель совета ВРО ООО ВПС

 

Бюро ВРО ООО ВПС благодарит учителя химии МБОУ гимназия № 2 г.Воронежа Москалеву И.С., учителя истории и обществознания МБОУ гимназия № 10 г.Воронежа Пушкину С.В., преподавателя русского языка и литературы Воронежского техникума строительных технологий  Коротких О.А., учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 99 г.Воронежа Пышнограева С.В. за участие в подготовке материалов для Круглого стола в Государственной думе.